Доминантные топосы в культурной памяти города: «Чёрное озеро» в истории, литературе и культуре Казани
DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2024-4(2)-227-241
Л. Е. Бушканец
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Музей Л. Н. Толстого – филиал Национального музея Республики Татарстан, Казань, Россия
[email protected]
ORCID: 0000-0002-3581-6320
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается один из значимых культурных топосов Казани – существующий с начала XIX века общественный сад (сейчас парк) «Чёрное озеро». Несмотря на то, что образ Казани возникает во многих произведениях русской литературы, автор статьи полагает, что говорить о «казанском городском тексте» было бы преувеличением, так как не сложилась мифология города, нет его восприятия как символического пространства. Однако можно говорить о «предтексте», то есть о существовании достаточного коли-чества доминантных топосов, хотя и не сложившихся в нечто целостное. Каждый из этих топосов связан с исторической и культурной памятью города, зафиксированной в русской литературе. Цель статьи – проанализировать, какими смыслами наполнялось данное пространство за почти два столетия своего развития, как менялось смысловое наполнение образа «Чёрное озеро» в литературе и культуре и, как следствие, какую роль играло это пространство с необычным названием в жизни горожан. Будучи бесплатным общественным пространством (в отличие от соседнего сада, вход в который был платным), в XIX–начале ХХ вв. Чёрное озеро сформировалось как пространство для студентов рядом расположенного университета и до сих пор сохраняет ориентацию на молодёжную часть горожан, что и отразилось в художественных произведениях, написанных писателями, учившимися в Казанском университете. В ХХ веке ведущими смыслами стали те, которые отражали соседство пространства с органами НКВД, что породило даже специфический городской фольклор. Сейчас, несмотря на хорошие решения по реконструкции пространства и возвращение в него молодёжи и в целом горожан и туристов, произошла утрата смыслов, связанных с топосом «Чёрное озеро», название воспринимается как странное, ушла культурная память о прошлом. Для политики городских властей Казани в целом характерна тенденция разрушать культурную память города, что представляется большой ошибкой.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: городской текст, доминантный топос, русская литература, культурная память города, Казань
Библиография
Анциферов, Н. П. (1926). Книга о городе. Брокгауз-Ефрон.
Анциферов, Н. П. (1991). Душа Петербурга. Брокгауз-Ефрон.
Боборыкин, П. Д. (1864). В путь-дорогу. Т. 2. Типография внутренней стражи и Э. Арнгольда.
Гинзбург, Е. (1989). Крутой маршрут. Т. 1. Изд-во ЦК КП Латвии «Курсив» — Твор-ческая фотостудия Союза журналистов ЛССР.
Гололобов, М. А. (2008). Городской текст и ракурсы его интерпретации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 1(57), 178–182.
Гриневич, О. А. (2021). Царскосельский текст в русской поэзии: структура и динамика. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 1, 77–90.
Линч, К. (1982). Образ города. Стройиздат.
Лотман, Ю. М. (1984). Символика Петербурга и проблемы семиотики города. Труды по знаковым системам, 18, 30–45.
Лотман, Ю. М. (1993). Город и время. В Л. Морева (ред.), Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Т. 1. (сс. 84‒92). Эйдос.
Меднис, Н. Е. (2003). Сверхтексты в русской литературе. Новосибирский государственный педагогический университет.
Толстой, Л. Н. (1957). Полное собрание сочинений: В 90 томах. Том 23: произведения 1879–1884. Художественная литература.
Топоров, В. Н. (1984). Петербург и петербургский текст русской литературы. Труды по знаковым системам, 18, 4–29.
Тушнова, В. Стихи о цирке. URL: https://www.ruscircus.ru/public/stihi1.shtml.
Учаров, Э. (2019). Парк Чёрное озеро. URL: https://www.litres.ru/book/eduard-rai-movich-ucharov/stihodvoreniya-42122727/chitat-onlayn/.
Чириков, Е. (1911). Юность. Вестник Европы, 2, 174–200.
Чириков, Е. (1914). Возвращение. Вестник Европы, 2, 5–65.
Яник-Борецка, К. (2022). Места-палимпсесты Санкт-Петербурга и их названия. Ur-bis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 1(2), 142–156.
Информация об авторе
Лия Ефимовна Бушканец
доктор филологических наук, доцент
профессор кафедры русской литературы
и методики её преподавания
Казанский (Приволжский) федеральный
университет
Российская Федерация, 420111, Казань,
ул. Татарстан, 2
ORCID ID: 0000-0002-3581-6320
Web of Science ResearcherID: E-2930-2015
Scopus AuthorID: 57190734068
e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Бушканец, Л. Е. (2024). Доминантные топосы в культурной памяти города: «Чёрное озеро» в ис-тории, литературе и культуре Казани. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 4(2), 227–241. https://doi.org/10.34680/urbis-2024-4(2)-227-241