Городской звуковой ландшафт в фантастическом кино
DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2022-1(2)-86-100
А. Контрерас Кооб
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
[email protected]
ORCID: 0000-0003-3877-0409
А. В. Бояркина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
ORCID: 0000-0003-3619-5885
Аннотация
Тема города в исследованиях о кино вызывает устойчивый интерес. Однако при обсуждении вопросов звукового решения в современных фильмах речь не заходит о специфике представления городского звукового ландшафта в таких жанрах как хоррор и научная фантастика, в которых именно звуковая составляющая играет определяющую роль, чему способствуют активно развивающиеся технические возможности. В американском фантастическом кино городской звуковой ландшафт представляет интерес только в том случае, если он не только иллюстрирует сюжет фильма, но и является частью нарратива. Речь идёт, прежде всего, о дистопиях, в которых интересные музыкальные и шумовые решения отражают непривычность, характерную для фантастических сред. В звуковых решениях фантастических фильмов особенно заметно резкое усложнение технологического аспекта. Совокупность технологий и процессов, используемых при создании звуковых ландшафтов, атмосферы, шумов и эффектов принято объединять понятием саунд-дизайн (sound design), что буквально означает «дизайн, проектирование звука». В рассматриваемый период саунд-дизайн сформировался окончательно и стал важнейшим компонентом звукового решения фильма, особенно в жанрах фантастики и хоррора. В этих фильмах прежнее разделение звука на речь, синхронные шумы, фоновые шумы и музыку сохраняется, но с помощью звукового дизайна вносится акустический элемент, который имеет нарративную функцию, но не является в чистом виде шумом или музыкой. Гиперреалистический звук становится типичным примером применения звукового дизайна, в котором диегетические синхронные шумы обогащаются недиегетическими тембрами, вносящими дополнительную смысловую нагрузку. Так как незнакомая среда фантастического фильма с трудом передаёт нарратив и нуждается в поддержке и толковании, эту функцию берёт на себя музыка и шум. Если в фантастическом фильме среда, в частности город, не выполняет нарративную функцию, звуковой ландшафт ничем не примечателен. Если же он не выполняет такую функцию, то важно, как именно звук передаёт нарратив. Что касается дистопий, характерная черта городского звукового ландшафта в таком жанре – явный контраст с общим звучанием фильма.
Ключевые слова: город, звуковой ландшафт, звуковое решение, киномузыка, дистопия.
БИБЛИОГРАФИЯ
Баландина 2008 – Баландина Н. П. Образы города и дома в киноискусстве: на материале отечественного и французского кино конца 50–60-х годов. Москва, 2008.
Березовчук 2020 – Березовчук Л. Н. (ред.) Звуковое решение фильма. Серия «Проблемы истории и теории кино»: учебное пособие / под ред. Л. Н. Березовчук. Санкт-Петербург, 2020.
Голдовский 1965 – Голдовский Е. М. Основы кинотехники. Москва, 1965.
Города в кино… 2013 – Города в кино. Сборник статей. Москва, 2013.
Деникин 2012 – Деникин А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа: учебное пособие. Москва, 2012.
Деникин 2013 – Деникин А. А. Модель диегетического анализа звука в экранных медиа // Медиамузыка. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/2_5.html (дата обращения: 16.01.2022).
Румянцев 2003 – Румянцев С. Ю. Книга тишины: Звуковой образ города. Санкт-Петербург, 2003.
Русинова 2019 а – Русинова Е. А. Звуковые пространства в кино: искусство vs технологии // Художественная культура. 2019. № 3 (30). С. 144–159.
Русинова 2019 б – Русинова Е. А. Звуковое пространство города как отражение “духа времени” и внутреннего мира киногероя // Вестник ВГИК. 2019. № 1 (39). С. 15–26.
Шак 2018 а – Шак Т. Ф. Методология анализа музыки кино в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации / Науч. ред. Карнаухова Т. И. Таганрог: Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», 2018. С. 207–213.
Шак 2010 б – Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста: Научное издание. Краснодар, 2010.
Altman 1992 – Altman R. Sound Theory, Sound Practice. New York, 1992.
Bartkowiak 2010 – Bartkowiak M. J. Sounds of the Future: Essays on Music in Science Fiction Film. McFarland, 2010.
Belton 1992 – Belton J. 1950s Magnetic Sound: The Frozen Revolution. Altman: Sound Theory Sound Practice. 1992. P. 154–167.
Booker 2007 – Booker M. K. Alternate Americas: Science Fiction Film and American Culture. Westport, 2007.
Clarke 2000 – Clarke C. A. The Collected Stories of Arthur C. Clarke. New York, 2000.
Flinn 1992 – Flinn C. Strains of Utopia: Gender, Nostalgia, and Hollywood Film Music. Princeton, 1992.
Gorbman 1987 – Gorbman C. Unheard Melodies: Narrative Film Music. Bloomington, 1987.
Hayward 2004 – Hayward Ph. Off the Planet: Music, Sound, and Science Fiction Cinema. Bloomington, 2004.
Hillier 1985 – Hillier J. Cahiers du Cinéma. The 1950s: Neo-Realism, Hollywood, New Wave. Cambridge, 1985.
Kalinak 1992 – Kalinak K. Settling the Score: Music and the Classical Hollywood Film. Madison, 1992.
Kassabian 2001 – Kassabian A. Hearing Film: Tracking Identifications in Contemporary Hollywood Film Music. New York, 2001.
Sawicki 2007 – Sawicki M. Filming the Fantastic: A Guide to Visual Effects Cinematography. Waltham, 2007.
Sobchack 1987 – Sobchack V. Screening Space: The American Science Fiction Film. New Brunswick, 1987.
Sontag 2013 [1965] – Sontag S. The Imagination of Disaster. Against Interpretation and Other Essays. New York, 2013.
Whittington 2007 – Whittington W. Sound Design & Science Fiction. Austin, 2007.
Сведения об авторе
Алехандро Контрерас Кооб
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. ул. Правды, 13, 191119, Санкт-Петербург, Россия.
Доцент кафедры звукорежиссуры
E-mail: [email protected]
Альбина Витальевна Бояркина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия.
кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии
E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Контрерас Кооб A., Бояркина А. В. Городской звуковой ландшафт в фантастическом кино // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2022. № 1 (2). С. 86-100. DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2022-1(2)-86-100