Опубликован

15.06.2022

Выпуск

№ 1 (2022): URBIS ET ORBIS

Раздел

Статьи

Париж в эпоху Второй империи: «Ругон-Маккары» Эмиля Золя как отражение перемен

 

DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2022-1(2)-119-141


М. А. Мнацаканова
Российско-Армянский (Славянский) университет, Армения

[email protected]

ORCID: 0000-0002-2478-5995

 

Аннотация

 

Статья посвящена градостроительной политике Второй империи во Франции, а также отражению данной эпохи в литературе. Целью исследования является рассказать об урбанистической политике Второй империи, опираясь на романы Эмиля Золя как на исторический источник. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проследить эволюцию авторских взглядов на внутреннюю политику режима и проанализировать такие произведения, как «Чрево Парижа», «Добыча», «Дамское счастье». Романы цикла «Ругон-Маккары» Эмиля Золя показывают Париж, переживающий в середине XIX века масштабные изменения, так как по инициативе императора Наполеона III Париж должен был превратиться в современную столицу, центр цивилизованного мира с широкими улицами, парками и газовым освещением. В основу статьи положены компаративистский и дескриптивный методы, позволяющие проследить, как менялось от произведения к произведению отношение писателя к преображению города. Источником для написания статьи послужили романы «Добыча», «Чрево Парижа» и «Дамское счастье». Если в начале Золя скорее резко критичен и к режиму, и к трансформациям, которым подвергается столица, то потом его взгляды становятся менее радикальными. Изначально Вторая империя у него ассоциируется с беспринципными людьми, готовыми на всё ради своей выгоды. Именно они и получают большую прибыль от непрекращающегося городского строительства, которое, по факту, лишь портит исторический облик города. Однако понемногу он начинает признавать, что нововведения, возникшие благодаря префекту Сены, барону Осману, могут принести пользу. И перестроенный центральный рынок, и большие магазины, в конечном счёте служат парижанам, положительно влияют на их быт. Гибель и разорение мелких торговцев уже выглядят исторически обусловленными, неизбежными с точки зрения прогресса, которому бессмысленно противостоять. Они исчезают, но Париж, изменчивый и в то же время вечный, остаётся. И город с полным правом можно назвать главным действующим лицом произведений Золя; он переживает трансформации, но сохраняет свою душу, свою сущность.


Ключевые слова:
урбанизм, модернизация, османизация, Вторая империя, Наполеон III, Ругон-Маккары, Эмиль Золя, градостроительная политика.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Bouliane 2009 – Bouliane C. Décombres de l’avenir et projets rudéraux: les métamorphoses de Paris chez Verne, Hugo et Zola. Montréal, 2009.


Lagarde 2009 – Lagarde P. La Représentation de l’architecture et de l’urbanisme dans Les Rougon-Macquart d’Emile Zola. Ottawa, 2009.


Montenot 2022 – Montenot J. Auteurs-bâtisseurs. Les fondations d’un cadre mythique. Lire. Magazine Littéraire n°506 – Paris & les écrivains -Avril, 2022. P. 42–43.


Noda 2020 – Noda M. La représentation du paysage urbain dans Les Rougon-Macquart. Paris, 2020.


Yon 2004 – Yon J-C. Le Second Empire. Politique, société, culture. Paris, 2004.

 

Zola 2018 – Zola E. OEuvres complètes, Arvensa éditions, 2018. URL: https://clck.ru/qCRX4. In French.

 

 

Сведения об авторе

Мария Анатольевна Мнацаканова
Российско-армянский университет.
Ул. Овсепа Эмина, 123, 0051, Ереван, Армения.
PhD (история), преподаватель кафедры
всемирной истории и регионоведения

E-mail: [email protected]

 

Для цитирования:
Мнацаканова М. А. Париж в эпоху Второй империи: «Ругон-Маккары» Эмиля Золя как отражение перемен // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2022. № 1 (2). С. 119-141. DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2022-1(2)-119-141