Параджановский Киев советской эпохи: «Киевские фрески»
DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-119-141
Т. С. Симян
Ереванский государственный университет, Армения
ORCID: 0000-0001-9534-3505
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена Сергея Параджанова и восприятию Параджановым городского пространства через призму киносценария «Киевские фрески». Целью статьи является анализ городского ландшафта Киева на примере киносценария и кинопробы «Киевские фрески», а также «духа» города на уровне предметного мира, быта и праздника. Предметом обсуждения является следующий тезис: Сергей Параджанов на языке визуальных знаков, через пространственные синтагмы и сегменты разных исторических пластов показывает «свой» Киев. В киносценарии особо акцентирована советская эпоха и отголоски Великой Отечественной войны в городском пространстве в послевоенные годы. Эмпирический анализ киносценария показал, что фильм «Киевские фрески» как продолжение киевского сверхтекста советской эпохи представляет большой интерес для анализа городского пространства. Выявление функций киносценария позволяет заключить, что Параджанов намеревался создать в тематическом плане советский фильм, а по средствам визуализации – модернистский. Анализ пространного контекста «Киевских фресок» выявляет, что советский кинематографический истеблишмент был не в состоянии понять авторский замысел, представляющий 20-летие победы в Великой Отечественной войне в модернистском ключе. Киносценарий «Киевские фрески» раскрывает не только психологические проблемы жителей города, но и контент Воображаемого (Ж. Лакан) послевоенного Киева. Анализ параджановских интенций в киносценарии показал, что режиссёр хотел представить в динамичном плане древний и новый (советский) Киев, «душу» города через детали (фрески), фрагменты, метафоры. Зритель постоянно должен находиться в творческом процессе, в диалоге с текстом: домысливать, реконструировать, понимать и воссоздавать визуальные знаки на уровне частного и общественного. Автор статьи реконструировал предсоветскую эпоху Киева на основе деталей скульптуры князя Владимира, памятников гетманам (XVI–XVII вв.), а советскую эпоху – через памятник Николаю Щорсу. По сценарию, особую смысловую нагрузку несут стоящие под памятником Щорсу советские генералы, принимающие парад, а также предметы амуниции – сапоги, шинели, мундиры, другие атрибуты – медали, ордена, звёзды, братские могилы, машина «Победа», немецкие трофеи (аккордеон в немецком футляре) и т. д. В киносценарии, где были упомянуты различные вещи и объекты, выявлены два гиперонима – «профанное» и «сакральное», указывающие на разные функции объектов в городском пространстве. В контексте гиперонима «профанное» было проанализировано «третье место» советского Киева (кафе, цирк), а также городская инфраструктура (трамвай, метро). Объектом анализа стали так же советский быт (холодильники, мотоциклы с коляской, авоськи) и гастрономические гипонимы (апельсин, украинский борщ, торт «Киевский»). «Сакральное» города было представлено на примере указанных в киносценарии социальных институтов и артефактов – Национального музея УССР (Музей искусства им. Богдана и Варвары Ханенко) и Свято-Успенской-Киево-Печерской Лавры (XI в.). Все упомянутые детали в «Киевских фресках» функционировали как «говорящие» индексы-знаки или образы-знаки, с помощью которых Параджанов раскрывал предсоветские и советские историкокультурные пласты Киева.
Ключевые слова: киевский текст, киевский сверхтекст, киноязык, Параджанов, «Киевские фрески», Советская Украина, праздник Победы, праздник в кино.
БИБЛИОГРАФИЯ
Айвазян 2005 – Айвазян А. Всего лишь одна жизнь. Ереван, 2005. На армянском языке.
Активисты планируют 2016 – Активисты планируют снести памятник Щорсу, КГГА против // BBC NEWS Украина, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/asUXy (дата обращения: 01.09.2021).
Антипенко 2013 – Антипенко А. Его девиз был – отдавать // Экранный мир Сергея Параджанова. Сборник статей / Сост. Ю. Морозов. Киев, 2013. С. 77–82.
Бахчинян 2009 – Бахчинян А. Федерико Феллини-Сергей Параджанов. Никогда не встречавшиеся братья по цеху // Азг (вкладыш о культуре). 21.11.2009․ На арм. языке.
Бураго 2016 – Бураго Е. Г. Семиотика города: Киев как текст культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 2. С. 35–40.
Деревянко 1990 – Деревянко Т. Вернёмся в 1965-й… // Искусство кино. 1990. № 5. С. 55– 62.
Загребельный 2011 – Загребельный М. Сергей Параджанов. Харьков, 2011.
Задорнов 1992 – Задорнов М. Нихренаська, 1992. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SF67XBSM20s (дата обращения: 01.09.2021).
Катанян 1994 – Катанян В. Сергей Параджанов: Цена вечного праздника. Москва, 1994.
Катанян 1997 – Катанян В. Прикосновение к идолам. Москва, 1997.
Киев. Энциклопедический справочник 1985 – Киев. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А. В. Кудрицкий. 2-е изд. Киев, 1985.
Левин 1990 – Левин Е. Предисловие // Искусство кино. 1990. № 5. С. 41–42.
Лотман 1987 – Лотман Ю. Новизна легенды // Искусство кино. 1987. № 5. С. 63–67.
Мадоян 2001 – Мадоян Р. «Цвет граната» и легенда Параджанова. Калифорния / Глендел, 2001. На армянском языке.
Параджанов 1990 – Параджанов С. Киевские фрески // Искусство кино. 1990. № 5. С. 43–54.
Параджанов 1999 – Параджанов С. Исповедь Сергея Параджанова, …собранная и сколажированная Гарегином Закояном // Киноведческие записки. 1999. № 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/658/ (дата обращения: 01.09.2021).
Параджанов 2011 – Параджанов С. «Если художнику не верят после сорока, то ему не поверят и на том свете…». Выступление перед творческой и научной молодёжью Белоруссии 1 декабря 1971 года // Континент. 2011. № 150.
Параджанов 2020 – Параджанов С. Гранат любви. Москва, 2020.
Пашаян 2018 – Пашаян А. Сергей Параджанов. Ереван, 2018. (На армянском языке).
Розенбаум 2015 – Розенбаум А. Расцвели каштаны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rUqfIX0VB6Q (дата обращения: 01.09.2021).
Сергей Параджанов Maestro 2019 – Сергей Параджанов Maestro 2019: [Альбом изобразительных работ] / Сост. В. А. Бархударян, В. И. Журавлёва. Ереван, 2019.
Симян 2019 а – Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 197–215.
Симян 2019 б – Симян Т. С. Старый Тифлис в памяти разных поколений: живопись, кафе, закат города (на примере В. Элибекяна, А. Айвазяна) // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 1. С. 259–276.
Степанян, Симян 2012 – Степанян А. А. Симян Т. С. Ереван как семиотический текст // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 6–16.
Стеффен 2013 – Стеффен Д. «Киевские фрески»: неосуществлённый кинопроект Сергея Параджанова // Экранный мир Сергея Параджанова. Сборник статей / Сост. Ю. Морозов. Киев, 2013. С. 83–106.
Церетели 2008 – Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь – игра / Автор идеи, предисловия, комментариев, составление и подбор иллюстраций К. Церетели. Нижний Новгород, 2008.
Черненко 1989 – Черненко М. Путешествие на крах поэтики // Искусство кино. 1989. № 5. С. 70–74.
Чуковский 1969 – Чуковский K. Мой Уитмен. Москва, 1969.
Bakhchinyan 2009 – Bakhchinyan A. Serguei Parajanov et Federico Fellini. Des confrèresqui ne se sont jamais rencontres. «Fellinicità». Ed. Jean-Max Mejean. Paris, 2009. P. 234–237.
Roshen – Фирма «Roshen»: торт «Киевский». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roshenstores.com/ru/tort-kijivskij/p252 (дата обращения: 01.09.2021).
Whitman 1855 – Whitman Wh․ Leaves of Grass. Brookline / New York, 1855. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whitmanarchive.org/published/LG/1860/poems/51 (дата обращения: 01.09.2021).
Oeler 2016 – Oeler K. A Collective Interior Monologue: Sergej Parajanov and Eisenstein’s Joyce-Inspired Vision of Cinema. The Modern Language Review. 2016. Vol. 101. 2. P. 472–487.
Сведения об авторе
Тигран Сержикович Симян
Ереванский государственный университет.
Ул. Алека Манукяна, 1, Ереван, 0025, Армения.
Доктор филологических наук,
профессор кафедры зарубежной литературы.
E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Симян Т. С. Параджановский Киев советской эпохи: «Киевские фрески» // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 119–141. DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-119-141