Опубликован

14.06.2023

Выпуск

№ 1, Vol. 3 (2023): URBIS ET ORBIS

Раздел

Статьи

«Звартноц, соединённый с Колизеем»: от Нардома Таманяна к Театру оперы и балета

 

DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2023-3(1)-32-61

 

Л. А. Абрамян
Институт археологии и этнографии НАН РА, Ереван, Армения
[email protected]

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается одно из самых загадочных сооружений Александра Таманяна – Народный Дом (Нардом), который был основой теперешнего Театра оперы и балета в Ереване. Нардом подвергался жёсткой критике со стороны молодых пролетарских архитекторов, армянских представителей революционной Культуры Один. Автор следует предложенной В. Паперным концепции, согласно которой в начале 1930-х на смену «растекающейся» эгалитарной Культуры Один приходит сталинская Культура Два, характеризующаяся «затвердеванием» и иерархичностью. Показывается, что Нардом Таманяна в горизонтальном плане был созвучен Культуре Один, однако предполагал не эгалитарный пролетарский быт, а всенародный праздник в духе карнавальных празднеств, исследованных М. Бахтиным, идеи которого развивает автор этой статьи. В вертикальном же плане Нардом уподоблялся лучшим достижениям средневековой армянской церковной архитектуры, в частности, храму VII века Звартноц. Таманян вообще задумывал Нардом как соединение армянского Звартноца с римским Колизеем, что конструктивно должно было реализоваться закрытой частью Нардома (таманяновская Культура Два) и его открытой частью, которая вместе с горизонтальной функцией закрытой части Нардома обеспечивала праздничную Культуру Один. Проводится сравнение между классической сталинской Культурой Два – проектируемым Дворцом Советов в Москве и таманяновской Культурой Два, задуманной до сталинской Культуры Два и объединённой с Культурой Один. Образно определяя идею своего проекта, архитектор говорил, что он хочет соединить армянский храм VII века Звартноц с римским Колизеем. После смерти Таманяна строительство Нардома продолжает его сын, который «редактирует» здание отца, лишив его элементов праздничной Культуры Один. В статье рассматривается, как задуманное Таманяном праздничное начало, которое он возводил к языческому храму песни и любви, находившемуся, по убеждению архитектора, на том самом месте, где он строил Нардом, тем не менее проявляется в конце 1980-х, когда здание Театра оперы и балета и площадь перед ним становятся своего рода политическим форумом, амфитеатром народовластия, ставшим символом праздника единения нации. Намечаются и другие возможные развития пространства здания Оперы и вокруг него, заложенные Таманяном в мифологии его архитектурного творчества.

 

Ключевые слова: народный дом, культура один, культура два, Таманян, конструктивизм, Дворец Советов, политический праздник

 

 

Библиография


Абрамян, Л. (1983). Первобытный праздник и мифология. Изд. АН Арм. ССР.

 

Абрамян, Л. (2001). Небесный храм, вырастающий из тела жертвы: видение Григория Просветителя с антропологической точки зрения. В С. Арутюнян & А. Калантарян (ред.), Армянские святые и святилища: истоки, типы, культ. (сс. 361–367). Айастан. (На арм. яз.).

 

Абрамян, Л. (2010). Ереван: память и забвение в организации пространства постсоветского города. Антропологический форум, 12, 248–271.

 

Абрамян, Л. (2015). Архетип вертикали и каменные вишапы. В А. Петросян & А. Бобохян (ред.), Каменные стелы вишапы. (сс. 121–135). Гитутюн.

 

Абрамян, Л., & Демирханян, А. Р. (1985). Мифологема близнецов и мировое дерево (К выяснению значения одного класса наскальных изображений древней Армении). Историко-филологический журнал, 4, 66–84.

 

Агатангелос (2004). История Армении. Перевод с древнеармянского К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Наири. Академик архитектуры Александр Иванович Таманян – Творчество. (2023, 9 мая). clck.ru/34UEe8.

 

Алабян, К. С. (1936). Против формализма, упрощенчества, эклектики. Советская археология, 4, 1–6.

 

Байбурин, А. К. (1983). Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Наука.

 

Бахтин, М. (1965). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Художественная литература.

 

Васькин, А. А., & Назаренко, Ю. И. (2011). Сталинские высотки: от Дворца Советов до многоэтажек. Спутник+. Гехт, С. (2012). «Не отчаивайтесь, я буду бороться за вас до конца...». В Арамаис Ерзинкян: личность – легенда. (сс. 230–239). Оскан Ереванци.

 

Григорян, М. В. (2022). Ереван. Биография города. Слово.

 

Ерзинкян, А. Л. (сост.). (2012). Арамаис Ерзинкян: личность – легенда. Оскан Ереванци.

 

Иванов, Вяч. Вс. (1983). Выделение разных хронологических слоёв в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Ва(х)агну. Историко-филологический журнал, 4, 22–43.

 

Иванов, Вяч. Вс. (2006). «Культура Два» двадцать пять лет спустя. В В. Паперный, Культура Два. (сс. 401–406). Новое литературное обозрение.

 

Иванов, В. В., & Топоров, В. Н. (1975). Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах. В Типологические исследования по фольклору. (сс. 51–76). Наука.

 

Калантар, А. (2007). Армения: от каменного века до средневековья. В Собрание сочинений: Tом 4. (сс. 273–279). Гитутюн. (На арм. яз.).

 

Кафадарян, К. (1975). Ереван: средневековые памятники и лапидарные надписи. Изд. АН Арм. ССР. (На арм. яз.).

 

Кружков, Н. (2014). Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи. Центрполиграф.


Кузьмин, В. (1928). О рабочем жилищном строительстве. Современная архитектура, 3, 82–83.


Мазманян, М. (1960). Великий мастер. В Александр Таманян: статьи, документы, современники о нем. (сс. 179–185). Издательство АН Арм. ССР. (На арм. яз.).

 

Мелетинский, Е. М. (1976). Поэтика мифа. Наука.


Мирзоян, Т. (2009, 15 января). Фасад строгий, в виде храма. Шедевр Таманяна в ракурсе истории. Голос Армении, с. 6. «Мы призываем не допустить постройку ‘Народного дома’ по проекту академика Таманова» (публикация Карена Микаэляна). Новое время, 24 марта 2016.


Паперный, В. (2006). Культура Два. Новое литературное обозрение.


Пелтеан, Г. (2009). Армянский футуризм. Саргис Хаченц. (На арм. яз.).


Таманян, А. (1933). Проект государственного театра в Эривани. Социалистическое
хозяйство Закавказья, 3–4, 121–122.


Таманян, А. (1935 а). Столица Советской Армении. Гракан терт, 30(111), 15 декабря. В Александр Таманян: Статьи, документы, современники о нем. (1960). (сс. 55–63). Издательство АН Арм. ССР. (На арм. яз.).


Таманян, А. (1935 б). Творческий отчёт. Архитектура СССР, 5, 3–7.


Таманян, А. (2000). Александр Таманян: Сборник документов и материалов. Гиутюн. (На арм. яз.).


Топоров, В. Н. (1977). Об отражении одного индоевропейского мифа в древнеармянской традиции. Историко-филологический журнал, 3, 88–106.


Хан-Магомедов, С. (1996). Архитектура советского авангарда. Кн. 2. Стройиздат.


Хачатрян, А. (1975). Артавазд. Айастан. (На арм. яз.).


Шахкян, Г. (2012). Великое содружество. В Арамаис Ерзинкян: личность – легенда. (сс. 240–251). Оскан Ереванци.


Шашкова, Н. О. (2013). О московском высотном строительстве в 40–50-е годы XX века: идеи, цели, результаты и значение. Ценности и смыслы, 3(25), 145–146.


Abrahamian, L. (1990 a). Chaos and cosmos in the structure of mass popular demonstrations (The Karabakh movement in the eyes of an ethnographer). Soviet Anthropology & Archeology, 29(2), 70–86.

 

Abrahamian, L. (1990 b). The Karabagh movement as viewed by an anthropologist. The Armenian Review, 43(2–3), 67–80.

 

Abrahamian, L. (1993). The anthropologist as shaman: Interpreting recent political events in Armenia. In G. Pálsson (Ed.), Beyond Boundaries: Understanding, Translation, and Anthropological Discourse. (pp. 100–116). Berg.

 


Abrahamian, L. (2001). Civil society born in the square: The Karabagh movement in perspective. In L. Chorbajian (Ed.), The Making of Nagorno-Karabagh: From Secession to Republic. (pp. 116–134). Palgrave.

 

Abrahamian, L. (2006). Armenian identity in a changing world. Mazda Publishers.

 

Abrahamian, L. (2012). Yerevan: Memory and forgetting in the organization of post-Soviet urban space. In A. Baiburin, C. Kelly & N. Vakhtin (Eds.), Russian Cultural Anthropology after the Collapse of Communism. (pp. 254–275). Routledge.

 

Abrahamian, L., & Shagoyan, G. (2011–2012). From carnival civil society toward a real civil society: Democracy trends in post-Soviet Armenia. Anthropology & Archeology of Eurasia, 50(3), 11–50.



Abrahamian, L., & Shagoyan, G. (2013). Rallies as festival and festival as a model for rallies: Armenia 1988 and 2008. In S. Voell & K. Khutsishvili (Eds.), Caucasus, Conflict, Culture: Anthropological Perspectives on Times of Crises. (pp. 65–90). Curupira.

 

Abrahamian, L., & Shagoyan, G. (2018). Velvet Revolution, Armenian style. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 26(4), 509–530. Le Palais des Soviets: la première étape. (2022, 5 May). https://vivelemaoisme.org/le-pal-ais-des-soviets-la-premiere-etape/

 

Paperny, V. (2002). Architecture in the Age of Stalin: Culture Two. Cambridge University Press.

 

 

Сведения об авторе

Левон Амаякович Абрамян
кандидат исторических наук,
член-корреспондент НАН РА
заведующий отделом культурной антропологии
Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армения
Армения, 0025, Ереван, ул. Чаренца, 15
ORCID: 0000-0002-4746-7076
Web of Science ResearcherID: IQW-8049-2023
Scopus AuthorID: 6508255165
e-mail: [email protected]

 

 

Для цитирования:
Абрамян, Л. А. (2023). «Звартноц, соединённый с Колизеем»: oт Нардома Таманяна до Театра оперы и балета. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 3(1), 32–61. https://doi.org/10.34680/urbis-2023-3(1)-32-61