Опубликован

15.12.2021

Выпуск

№ 1 (2021): URBIS ET ORBIS

Раздел

Статьи

Сионистская архитектура первых двух десятилетий XX века: от ориентализма к оксидентализму

 

DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-172-188

 

В. Г. Ружанский
Российско-Армянский Университет, Армения
[email protected]

ORCID: 0000-0003-3590-0124

 

Аннотация

 

Статья посвящена ранней истории первого в подмандатной Палестине ивритского города – Тель-Авива. Генезис этого города пришёлся на короткий период времени в истории сионистского движения, когда среди лидеров еврейского ишува (анклава) было популярно ориенталистское направление. Наиболее известным представителем этого направления в философии был Мартин Бубер. В архитектуре Тель-Авива ориентализм нашёл своё выражение в стиле «эрец исраэль», сочетавшем в себе арабскую традицию, мавританское или псевдовосточное направление в европейской архитектуре XIX века и представления архитекторов-сионистов о том, как выглядел Первый храм. В статье подробно описываются и анализируются факторы, определившие судьбу не только архитектурного стиля «эрец исраэль», но и дальнейшее развитие первого в Эрец Исраэль ивритского города. При этом используются различные исследовательские методы, например, сравнительно-исторический и историко-психологический. История архитектурного стиля «эрец исраэль» была драматичной, и в ней, как в зеркале, отразились события, происходившие сначала в турецкой, а затем в подмандатной Палестине первых двух десятилетий XX века. Среди этих исторических событий, безусловно, главным является перманентный арабоизраильский конфликт, под влиянием которого сформировалась не только внешняя политика еврейского государства, но даже менталитет израильтян. В статье подчёркивается исключительно важная роль архитектуры в деятельности сионистского движения. Для вождей сионизма это было эффективное средство, с помощью которого на ранних этапах современной еврейской колонизации Палестины лидеры этого движения пытались сигнализировать своим арабским соседям готовность к мирному сосуществованию между двумя народами. Однако уже в начале третьего десятилетия XX века, после еврейских погромов в подмандатной Палестине, архитектурный стиль «эрец исраэль» стал изгоем в еврейском анклаве, а со временем и вовсе являлся диссонансом в ставших западноцентристскими городе и стране. Особое внимание в статье уделяется анализу такого важного фактора, повлиявшего на формирование сионистской архитектуры, как менталитет и принадлежность к той или иной социальной группе различных волн еврейской репатриации. Если представители первых двух волн еврейской репатриации (Первая и Вторая алия) были романтиками и интеллектуалами, то репатрианты третьей и четвёртой волны репатриации (Третья и Четвёртая алия) являлись прагматиками, принадлежавшими к среднему классу. И если первые выбрали ориентализм в качестве вектора для развития еврейского государства, то вторые сделали однозначный выбор в пользу оксидентализма. Стоит отметить, что если средством выражения для романтиков (в архитектуре) был «эрец исраэль», то прагматики строили свои дома уже исключительно в соответствии со своими нуждами и невзирая на стиль. Архитектура сегодняшнего Тель-Авива является результатом развития и борьбы этих двух тенденций, что и продемонстрировано в статье на конкретных примерах.


Ключевые слова: «эрец исраэль», Тель-Авив, сионизм, ориентализм, архитектура, семиотика.

 

БИБЛИОГРАФИЯ


Александрович 2013 – Александрович О. Желание разрушения: жизнь и смерть здания гимназии Герцлия // Дни Гимназии: ивритская гимназия Герцлия, 1905–1959 / Под ред. Гай Раз. Тель-Авив, 2013. С. 26–47. На иврите.

 

Бен Арци 2006 – Бен Арци Й. Учебный тур Александра Бервальда в Палестину // Зманим. Исторический ежеквартальник. Тель Авив. 2006. № 96. С. 14–21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/asUbs (дата обращения 06.09.2021). На иврите.

 

Гольдштейн 2020 – Гольдштейн Д. Тель-Авив, хабиби, Тель-Авив // Маком бэолам. Хайфа, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://herzl.haifa.ac.il/images/Item_31267259_20200805085713.pdf (дата обращения: 14.09.2021). На иврите.

 

Кац 1985 – Кац Й. Кооператив «Ахузат Байт» – закладывание основ для строительства Тель-Авива // Кафедра. 1985. №. 35. С. 161–191. На иврите.

 

Каханов 1974 – Каханов Ф. Культура Ишува и создание квартала Неве Цедек // Воспоминания об Эрец Исраэль / Под. ред. Авраама Яари. В двух томах. Т. 1. Рамат Ган, 1974. На иврите.

 

Alon-Mozes 2011 – Alon-Mozes T. Rural ethos and urban development: the emergence of the first Hebrew town in modern Palestine. Planning Perspectives. 2011. Vol. 26. 2. P. 283–300.

 

Azaryahu 2006 – Azaryahu M. Tel-Aviv Mythography of a City. New York. 2006.

 

Buber 1967 – Buber M. On Judaism: An Introduction to the Essence of Judaism by One of the Most Important Religious Thinkers of the Twentieth Century. Ed. by Nahum N. Glatzer. New York, 1967.

 

Kalmar 2001 – Kalmar I. Moorish Style: Orientalism, the Jews, and Synagogue Architecture. Jewish Social Studies. History, Culture, and Society. 2001. 7 (3). P. 68–100.

 

Kravtsov 2008 – Kravtsov S. R. Reconstruction of the Temple by Charles Chipiez and Its Applications in Architecture. Ars Judaica. 2008. Vol. 4. P. 36–37.

 

 

Сведения об авторе

 

Владимир Георгиевич Ружанский
Российско-Армянский университет.

Ул. Овсепа Эмина, 123, 0051, Армения.
Преподаватель кафедры всемирной истории и
зарубежного регионоведения.
E-mail: [email protected]

 

Для цитирования:

Ружанский В. Г. Сионистская архитектура первых двух десятилетий XX века: от ориентализма к оксидентализму // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 172–188. DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2021-1-172-188