Опубликован

14.06.2023

Выпуск

№ 1, Vol. 3 (2023): URBIS ET ORBIS

Раздел

Статьи

 

Площадь как визуальный паттерн городской среды

 

DOI: https://doi.org/10.34680/urbis-2023-3(1)-5-31

 

 

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
Великий Новгород, Россия
[email protected]

ORCID:  0000-0002-1081-4871

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу площади как одного из ключевых визуальных элементов (паттернов) городской среды. Чтобы понять, как устроен город, необходимо выяснить, какие городские практики связаны с площадью, какова её роль в формировании общего облика города и каким способами она соотносится с другими визуальными паттернами. Исследование городской площади в её эстетическом, семиоическом и социокультурном аспектах составляет необходимую часть дискурса, который ориентирован на теоретическое понимание и практическое формирование общего облика города. В статье рассмотрены вопросы о человеческом масштабе площади, о её культурных функциях, художественной целостности и формах её участия в сценографии городского пространства. Произведено сравнение закрытой и открытой площади путём обращения к некоторым известным примерам. Показано, что нормальным городским паттерном является площадь, которая сочетает в себе свойства «открытости» и «закрытости» и при этом включает в свой ансамбль элементы геометрии, архитектуры, скульптуры и локальной истории. Сделан вывод о том, что устойчивым визуальным паттерном городской среды может быть только такая площадь, которая сочетает в себе несколько функций, находится в очевидном сочетании с паттернами других типов, имеет человеческий масштаб, представляет собой заметный архитектурный ансамбль. Площадь может выступать визуальной доминантой всей городской структуры, определять собой общее восприятие города, его вид и силуэт.При этом город также оказывает влияние на площадь, программируя её форму, стиль и функции. Деградация площадей, влекущая деградацию городской среды в целом, объясняется их дегуманизацией, функциональной редукцией (превращением площадей в транспортные узлы) и, самое главное, фрагментацией их визуального восприятия. Городская площадь деградирует именно потому, что горожане перестают понимать и воспринимать её как определённую и весьма сложную форму организации городской текстуры, на которой держится и композиционное единство города, и преемственность его культурной идентичности. 

 

Ключевые слова: урбанистика, визуальный паттерн, городская среда, площадь, городская эстетика, облик города

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Азизян, И. А., & Кириллова, Л. И. (ред.). (1990). Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. ВНИИТАГ.

 

Александер, К., Исикава, С., & Силверстайн, М. (2014). Язык шаблонов: города, здания, строительство (И. Сырова, пер.). Издательство Студии Артемия Лебедева.

 

Аркин, Д. Е. (2013). Образы архитектуры. Б. С. Г.-Пресс.

 

Арнхейм, Р. (1984). Динамика архитектурных форм (В. Л. Глазычев, пер.). Стройиздат.

 

Бабуров, В. В. (ред.). (1956). Планировка и застройка городов. Госстройиздат.

 

Беляева, Е. Л. (1977). Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. Стройиздат.

 

Бунин, А., & Круглова, Т. (1935). Городской комплекс в архитектуре Возрождения. В А. И. Лебедев (ред.), Вопросы архитектуры. (сс. 58–91). Изогиз.

 

Глазычев, В. Л. (2021). Урбанистика. Издательство «Европа», КДУ.

 

Гурари, М. Н. (2022). Революционная архитектура русского авангарда в формате ценностно-цивилизационной традиции (В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов). Визуальная теология, 4(2), 277–292.

 

Гутнов, А. Э. (1985). Мир архитектуры. Молодая гвардия.

 

Зедльмайр, Г. (1936). Композиция площади Капитолия. В Архитектурное творчество Микельанджело. (сс. 97–103). Издательство Всесоюзной Академии архитектуры.

 

Зитте, К. (1993). Художественные основы градостроительства (Я. А. Крастиньш, пер.). Стройиздат.

 

Линч, К. (1986). Совершенная форма в градостроительстве (В. Л. Глазычев, пер.). Стройиздат.

 

Лихачёв, Д. С. (2006). Образ города и проблема исторической преемственности развития культур. В Д. С. Лихачёв, Раздумья о России. (сс. 552–570). Logos.

 

Маркузон, В. Ф. (1986). Античные элементы в архитектуре итальянского Возрождения. В Культура эпохи Возрождения. (сс. 54–68). Наука.

 

Миколайт, А., & Пюркхауэр, М. (2020). Код города (А. Тарасенко, пер.). Strelka Press.

 

Полcсон, К. (2019). Проектирование общественных пространств и городов для людей. Практическое пособие. Dom Publishers.

 

Ревзин, Г. (2019). Как устроен город. Strelka Press.

 

Саваренская, Т. Ф. (1987). Западноевропейское градостроительство XVII–XIX веков. Эстетические и теоретические предпосылки. Стройиздат.

 

Секретарь, Л. А. (2019). Софийская площадь и её значение в жизни губернского Новгорода 1778–1917 гг. В Б. Д. Греков (ред.), Новгородский исторический сборник, Вып. 18(28). (сс. 123–152). Изд-во Облоно.

 

Суджич, Д. (2020). Язык городов (М. Коробочкин, пер.). Strelka Press.

 

Тольнай, К. (1936). Капитолий. В Архитектурное творчество Микельанджело. (сс. 94–96). Издательство Всесоюзной Академии архитектуры.

 

Kuroda, T. (2014). Lucca 1838. Trasformazione e riuso dei ruderi degli anfiteatri romani in Italia. In M. K. Gesuato (Ed.), Ricerca, Scoperta, Innovazione: L’italia dei Saperi. (pp. 89–108). Istituto Italiano di Cultura – Tokyo.

 

 

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор
директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика»
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
ORCID: 0000-0002-1081-4871
Web of Science ResearcherID: V-5869-2018
Scopus AuthorID: 55270461000
e-mail: [email protected]

 

Для цитирования: Аванесов, С. С. (2023). Площадь как визуальный паттерн городской среды. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 3(1), 5-31.

https://doi.org/10.34680/urbis-2023-3(1)-5-31